К вопросу о публичных закупках…

Государственное регулирование в сфере предпринимательства | Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах

В газете «РБК daily» от 2 августа 2011 г. № 136 (1180) была опубликована статья «Конкуренция идей на пользу законодательства о закупках» (http://www.rbcdaily.ru/focus/opinion/562949981021381.shtml), автор – Сергей Габестро, председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru.

Основная мысль автора, содержащаяся в статье, о том, что «конкуренция идей» ФАС России и Минэкономравития России пойдет на пользу закупочному законодательству, представляет интерес. Заслуживает внимания также позиция автора о судьбе действующего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) в связи с разработкой проекта закона о федеральной контрактной системе (ФКС).

Вместе с этим, в указанной статье содержится несколько фраз, которые могут ввести в заблуждение читателей, не занимающихся ежедневно публичными закупками, а также не осведомленных о последних изменениях законодательства в рассматриваемой сфере. В связи с этим, представляется необходимым указать на спорные или попросту ошибочные формулировки, содержащиеся в этой статье.

Так, автор пишет, что согласно Закону № 94-ФЗ «выиграть тендер сегодня может только тот, кто предложил наилучшую цену». «При этом, - отмечает автор, - контроль исполнения обязательств подрядчика по выигранному тендеру на законодательном уровне не регулируется».

Заметим, что, во-первых, термин «тендер» не употребляется в законодательстве о государственных и муниципальных закупках. Если же под «тендером» понимать «закупку», то следует помнить, что цена является единственным критерием определения победителей только в аукционах и запросах котировок. В конкурсах же (а именно конкурсы, как правило, на практике называют «тендерами») помимо цены обязательно применяются и иные критерии определения победителей (качество продукции, расходы на эксплуатацию, сроки поставки товара и др.).

Во-вторых, контроль за исполнением обязательств подрядчика на законодательном уровне конечно же регулируется. Этому, прежде всего, посвящены соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ (ст. 748, 749 ГК РФ и др.) и подзаконных актов. В противном случае указанные обязательства попросту бы не выполнялись. Автор, возможно, хотел сказать, что соответствующих норм нет в Законе № 94-ФЗ. Однако это и так очевидно, поскольку этот Закон регулирует отношения только по размещению заказов.

Автор статьи также отмечает, что «готовится к принятию новый закон, который будет регулировать государственные закупки в госкорпорациях и естественных монополиях». В статье указано, что этот закон «разрешает публиковать информацию на любых независимых площадках». Также автор пишет, что «в этом законе учитывается деятельность организаций коммунального комплекса, государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.д., в уставном капитале которых доля участия России, субъекта Федерации или муниципального образования превышает 50%». При этом отмечается, что «ранее госзакупки этих структур контролировал 94-й закон».

Отметим, во-первых, что к моменту опубликования рассматриваемой статьи С.В. Габестро (2 августа 2011 г.) обсуждаемый «новый закон» уже был принят – Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Российская газета. 22 июля 2011 г. № 159). Во-вторых, этот закон не «разрешает», а обязывает размещать положения о закупках и информацию о закупках указанных выше субъектов. Причем размещаться указанная информация должна на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а не «на любых независимых площадках» (ст. 4 Закона). В-третьих, в указанном законе не просто «учитывается деятельность» указанных хозяйствующих субъектов; закон посвящен закупкам этих субъектов, которые традиционно (в том числе и за рубежом) относятся не к государственным, а к иным публичным закупкам. Важно отметить, что закупки «этих структур» Закон № 94-ФЗ никогда не «контролировал», в связи с чем и возникла срочная необходимость в их соответствующем правовом регулировании (до принятия Закона № 223-ФЗ указанные субъекты осуществляли закупки, как правило, исключительно на основании своих внутренних документов, что привело к серьезному развитию коррупции в этой сфере).

В рассматриваемой статье содержатся и иные весьма спорные формулировки. В частности, о том, что процедура определения победителя закупки по Закону № 94-ФЗ «непонятна и непрозрачна для большинства участников рынка», а также о том, что со стороны поставщиков создана «большая монополия в государственном заказе». Без проведения глубокого анализа соответствующих статистических данных и рассмотрения примеров из практики указанные выводы автора представляются необоснованными.

Хотелось бы пожелать уважаемому автору внимательней следить за постоянно изменяющимся российским законодательством о публичных закупках. 

Комментировать:

Студенческая жизнь